Воспоминания Ивана Романовича Гришина – участника строительства оборонительных сооружений

«О начале войны узнали по радио…Я был еще ребенком и учился в школе, занимался домашним хозяйством и помогал родителям. В строительстве рубежа я не участвовал, но хорошо помню, где он располагался и как началось строительство.
Еда была – картошка. Говорили, что окопникам выдавали 600-700 граммов хлеба в сутки. А на работу брали собственную еду. Из колхоза брали, колхоз кормил. Пекарня была в деревне. Была и ферма. Это был 1941 год.
В стороне Карабаши пулеметные точки стояли почти в лесу. Пулеметное окно смотрело в сторону деревни Карабаши. Стены, потолки сооружений были дубовые. А вот пушек не было.
Лес рубили. Пеньки оставили примерно 1-1,5 м для того, чтобы танки не прошли. А мы, дети, были 8-12 летние. Вот это я помню. И рыли окопы дальше Покровского кладбища, где новая дорога. Было почти полполя в траншеях по линии Марпосадкой дороги. От дороги метров 500. Сказали, что специально для раненых солдат были эти окопы.
Около Покровского кладбища траншея 200-300 м на глубине одного метра и площадь, чтобы всех раненых солдат собрать, говорили. А мы-то, дети, ведь не знаем. Военных не было. Работали гражданские. Посылали на работу из разных деревень. Местных людей не держали на местах, посылали в другие деревни, а из других деревень приходили в их деревню.
Война прошла, окопы стояли. Траншеи выровняли тракторами, бульдозерами. Пулеметные точки нельзя было убирать. У колхоза дров не было, и стали окопы откапывать и разбирать на дрова. Все окопы сняли. Были они еще и в лесу, но там уже местное население забирало себе».
Материал собран: Васильев Михаил, МАОУ «СОШ № 40» г. Чебоксары, руководитель – Данилова В.Ю.
Опубликовано в рамках реализации проекта «Героям-строителям безмолвных рубежей посвящается» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи.
#Росмолодежь #Росмолгрант #Роспатриотцентр #Ресурсцентр #ВКМП #Россиястранавозможностей