Рефлексия на уроках в начальной школе

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

            Новые образовательные стандарты предполагают наличие в структуре любого урока, независимо от предмета, такого этапа, как рефлексия. Чаще всего она проводится в конце занятия, учитель выполняет организаторскую функцию, а основными действующими лицами являются ученики. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.             Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии: 

  1. По цели:

-Рефлексия эмоционального состояния;

-Рефлексия деятельности;

-Рефлексия содержания учебного материала.

  1. По содержанию:

- Устная;

- Письменная.

  1. По способу проведения:

         -Анкета;

         - Вопрос;

         - Таблица;

         - Рисунок

  1. По форме:

         - Фронтальная;

         - Индивидуальная;

         - Групповая;

         - Коллективная.

       Рефлексия настроения и эмоционального контакта проводится с целью  установления эмоционального контакта с классом.  Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.

       Приведу примеры рефлексивных приемов: 

«Солнышко». Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению. 

«Смайлики». Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

«Карта настроения». Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. 

«Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Букет». В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой». 

«Художественная рефлексия». Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.        Примеры рефлексивных приемов:

«Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

«Дерево успеха». Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала.

«Яблоня». На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

 «Светофор». Учащиеся  выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

«Плюс – минус». Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.

 «10 баллов». Дети оценивают свою работу  по 10-бальной шкале.

       Рефлексия содержания учебного материала проводится  в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.

       Примеры рефлексивных приемов:

«Рефлексивный экран» Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

«Острова». Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 

«Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 

«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 

«Звездочки». На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. 

            Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

            В профессии учителя нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.